Компания Vodafone: стратеги в мире телекоммуникаций



Компания Vodafone: стратеги в мире телекоммуникаций

Производители гаджетов
Группа Vodafone – британская многонациональная телекоммуникационная компания со штаб-квартирой в Лондоне и местонахождением в графстве Беркшир. К 2013 она была третьей по величине фирмой мобильной телекоммуникации в мире (как по числу абонентов, так и по доходам). Vodafone была основана в Беркшире в 1991 году. Её название происходит от словосочетания «voice data fone», и было выбрано руководством как «отражение предоставления голосовых сервисов и услуг передачи данных посредством мобильных телефонов».

Компания Vodafone: стратеги в мире телекоммуникаций

Эволюция бренда началась в 1982 году, вместе с созданием дочернего предприятия Racal Electronics, крупнейшего производителя военной радиотехники в Великобритании. По инициативе Яна Стенбека эта компания образовала совместное предприятие с Millicom, получившее название Racal Vodafone. Позже его развитие привело к появлению Vodafone современного образца.

В 1980 сэр Эрнест Харрисон, который был на тот момент председателем Racal Electronics, дал согласие на сделку с лордом Вайнштоком из компании General Electric.

Это позволило получить доступ к некоторой тактической радиотехнике GE. Глава военного подразделения Racal Джерри Уент был назначен Харрисоном для управления компанией и её преобразования в коммерческую фирму мобильной радиосвязи. Уент также посетил мобильную радио фабрику GE в Вирджинии, чтобы понять особенности коммерческого использования военной радиотехники.


Ранее, в 1979 году, глава растущего шведского конгломерата Ян Стенбек создал американскую компанию Millicom, что позволило ему обеспечивать мобильную связь по лицензиям в США. Летом 1982 Стенбек заключил сделку с Уентом. Согласно ей, Racal получили 60% в новой совместной компании, в то время как Millicom достались 40%. Из-за того, что Великобритания была серьёзно обеспокоена по поводу иностранной собственности, вскоре условия были пересмотрены.

В декабре Racal-Millicom были удостоены второй мобильной лицензии Соединённого Королевства. Заключительная собственность Racal составила 80%, а Millicom – 15% (включая отчисления и 5% венчурного холдинга). По словам британского государственного секретаря по вопросам промышленности, «ставка, сделанная на Racal-Millicom, обеспечила наилучшие перспективы для своевременного национального охвата сотовой радиосвязи».

В самом начале 1985 года будущая компания Водафон предстала под новым названием, Racal-Vodafone. Первый офис расположился в графстве Беркшир. Зимой 1986 были выкуплены миноритарные акционеры за 110 млн евро, и бренд Racal стал полностью принадлежать компании. Спустя два года фирма вновь была переименована в Racal Telecom.


Осенью 1991 RT отделились от Racal Electronics и получили название Vodafone. Генеральным директором компании стал Джерри Уент. Летом 1996 Vodafone приобрели две трети Talkland чуть более чем за 30 млн евро. Осенью того же года также были выкуплены Peoples Phone (за 77 млн евро). Это было разумным шагом, поскольку PP являлись сетью магазинов, подавляющее число клиентов которых пользовалось сетью Vodafone. Подобным образом были приобретены и 80% фирмы Astec (вместе с 21 магазином).

Зимой 1997 Джеральд Уент подал в отставку. Вместо него пост генерального директора занял Кристофер Гент. В том же году был представлен логотип Speechmark. Летом 1999 завершилась покупка фирмы AirTouch, и к её названию добавили приставку «Vodafone». Вскоре объединённая компания начала торговлю. Чтобы получить антимонопольное одобрение на слияние, Vodafone продали более чем 17% своей доли другой фирме. Состоявшееся в итоге приобретение подарило компании 35% доли Mannesmann, владельца одной из крупнейших немецких мобильных сетей.

Осенью 1999 Vodafone договорились объединить свои беспроводные активы в США с корпорацией Bell Atlantic. Результатом этого стало формирование Verizon Wireless. Слияние было окончено весной 2000 года, всего за несколько месяцев до слияния Bell с GTE.


Ранее, в ноябре 1999, Vodafone сделали необдуманное предложение Mannesmann, которое было отклонено. Интерес компании к этой организации увеличился после покупки мобильного оператора Великобритании Orange. Позже Крис Гент скажет, что Mannesmann нарушили «джентльменское соглашение» не конкурировать на внутренних рынках друг друга.

Столь враждебное поглощение вызвало решительный протест в Германии, и «титаническую борьбу», продемонстрировавшую, что Mannesmann могут противостоять попыткам Vodafone. Как бы то ни было, в начале февраля 2000 года совет Mannesmann согласился на предложение о слиянии. Сделка стоила 112 млрд евро, и это было самое большое объединение компаний, когда-либо известное (на тот момент времени). Евросоюз одобрил слияние весной того же года, когда Vodafone согласились лишиться бренда Orange (последний был приобретён в мае France Telecom). Впоследствии конгломерат распался, и все связанные с ним промышленные операции были проданы.

В июле 2000 года компания вернулась к своему прежнему имени, Vodafone Group. В 2001 были приобретены Eircell - крупнейшая фирма беспроводной связи в Ирландии. Впоследствии её переименовали, добавив приставку «Vodafone». После этого компания решила приобрести третьего по величине мобильного оператора Японии, J-Phone, который первым в стране выпустил камерофоны.


В декабре 2001 Vodafone представили концепцию «партнёрских сетей», подписав договор с датской фирмой TDC. Эта концепция включала введение на местный рынок международных услуг компании без необходимости в дополнительных инвестициях с её стороны. Она была использована для расширения бренда и его сервисов на тех рынках, где у Vodafone не было доли среди локальных операторов. Услуги компании должны были поступать в продажу по двойной схеме. Говоря простым языком, название бренда Vodafone добавляли к имени местного оператора (например, TDC Mobil-Vodafone, и так далее).

В 2007 был заключён спонсорский контракт с автогоночной командой McLaren. Весной 2011 были выкуплены оставшиеся акции Vodafone Essar за $5 млрд. В начале зимы компания приобрела фирму, занимавшуюся ИКТ консультированием. Выкупленные вместе с ней операции составили ядро нового дочернего предприятия, которое сосредоточилось на реализации стратегии и решений в области облачных вычислений, а также на укреплении профессиональных услуг.

В апреле 2012 компания объявила о приобретении CWW за 1,04 млрд евро. Благодаря этому она получила доступ к бизнесу оптоволоконных сетей, что позволило расширить собственные предложения на развивающихся рынках, а также унифицировать коммуникации для крупных предприятий в Великобритании. Летом того же года акционеры CWW проголосовали за предложение Vodafone, превысив долю 75%, что было необходимо для продвижения сделки.

В июне 2013 компания Водафон объявила о покупке немецкого кабельного предприятия Kabel Deutschland. Стоимость сделки была оценена в 7,7 млрд евро. В сентябре того же года было заявлено о продаже 45% доли Verizon Wireless за $130 млрд. Она стала одна из самых крупных сделок в корпоративной истории.

Осенью 2013 года началось развёртывание 4G в провинциальной части Новой Зеландии, совмещённое с запуском системы по всему полуострову Коромандел. В феврале компания сделала предложение крупнейшему кабельному оператору Испании, ONO. По слухам, стоимость сделки о его приобретении оценивалась в €7 млрд.

Ассортимент продукции компании достаточно широк. В октябре 2009 года был представлен новый интернет-сервис для мобильного телефона, ПК и Mac, который получил название Vodafone 360. К сожалению, продажи аппаратного обеспечения оказались неутешительными, а потому этот проект закрыли уже в декабре.


Это случилось как раз после того, как директор соответствующего отдела написал в своём Twitter: «5 дней до моего ухода из Vodafone. Свобода манит». В феврале 2010 компания представила первый в мире дешёвый мобильный телефон. Модель получила название Vodafone 150. Она поступила на развивающиеся рынки и продавалась по цене менее $15. Изначально телефон можно было приобрести в Индии, Турции и восьми африканских странах.

В марте 2007 Safaricom, которая частично принадлежала Vodafone и была ведущим провайдером мобильных коммуникаций в Кении, запустила платёжное мобильное приложение, разработанное компанией. Оно было рассчитано на абонентов без счетов в банке (к примеру, если этого не позволял их доход). Система получила название M-PESA. Она позволила клиентам вносить и снимать наличные деньги посредством местных агентов, а также переводить средства другим абонентам при помощи SMS. К февралю 2008 этой системой пользовалось уже 1,6 млн. клиентов в Кении, а к 2011 насчитывалось четырнадцать миллионов таких счетов, благодаря чему было обеспечено 40% экономии государственных средств.

Воодушевлённые этим успехом, Vodafone объявили о распространении сервиса на территории Афганистана. Система стала средством связи для микрофинансовых организаций, кредитных платежей, бизнес-переводов и выплат заработной платы. Вслед за её запуском в Афганистане в апреле 2008 года было объявлено р дальнейшем распространении M-PESA в Танзании, Индии и Южной Африке.


В феврале 2012 компания объявила о всемирном партнёрстве с платёжной системой Visa. Это предшествовало появлению мобильного кошелька Vodafone (первоначально в Германии, Нидерландах, Испании, Турции и Соединённом Королевстве). Генеральный директор компании Витторио Колао описал нововведение как «следующий этап эволюции смартфонов». Теперь абоненты Vodafone могли пользоваться для оплаты товаров и услуг своими мобильными телефонами, а не монетами и банкнотами.

Осенью 2008 компания объявила о создании новой бизнес-единицы, которая была ориентирована на формирующийся рынок здравоохранения (с применением мобильной связи и сетевых технологий в соответствующей области). Кроме того, Vodafone успели проявить себя и как филантропы. Был даже создан специальный благотворительный фонд, поддерживающий и инициирующий проекты по использованию мобильных технологий на благо уязвимых групп населения. Компания также стала стратегическим партнёром нескольких компаний здравоохранения, включая Medopad, и является им до сих пор.

Итальянец Витторио Амедео Колао и сегодня выступает главным исполнительным директором группы Vodafone. Он родился в 1961 году в Брешии в семье офицера. Виттории получил учёную степень, окончив Университет Боккони, а также диплом магистра делового администрирования в Гарвардской школе бизнеса.


Его карьера началась в инвестиционном банке в Лондоне. В 1986 году начал работать со средствами массовой информации, телекоммуникациями и промышленными товарами. Десять лет спустя Витторио присоединился к Omnitel Pronto и поднялся там до генерального операционного директора. После того, как были раскритикованы его методы управления, ушёл из RCS MediaGroup. Осенью 2006 года стал генеральным директором Vodafone. Проживает вместе с женой и двумя детьми в Англии.

Ещё одной важной личностью, с которой связана компания Vodafone, является её председатель Жерар Йоханнес Кляйстерли, прежде ставший известным как главный исполнительный директор Philips. Родился в 1946 году в Германии. Имел немецкие и голландские корни. Воспитывался в Нидерландах. Жерар получил образование в иезуитском колледже, после чего поступил в технологический университет.

Как и Витторио, получил степень магистра делового администрирования. До Vodafone Кляйстерли проработал в Philips практически всю свою жизнь, и эта компания во многом обязана ему высокими темпами роста и технологическими достижениями. На данный момент проживает в Амстердаме вместе с женой и тремя детьми.


Конечно, история компании Vodafone не всегда была такой безоблачной. Фирма нередко сталкивалась с критикой в свой адрес. Осенью 2010 года журнал «Private Eye» провёл расследование, в ходе которого выявил некоторые детали по уклонению от уплаты налогов. Компании также пришлось пережить продолжительное судебное разбирательство с HTC, гневные протесты под магазинами Vodafone по всей Великобритании (в результате чего было закрыто более десятка торговых точек) и т.д. Их обвиняли в жестком подавлении демократических демонстраций в 2011 году в Египте (по поручению египетского правительства).

Компанию критиковали в Австралии из-за плохого обслуживания и серьёзных технических недостатков (в частности, к концу 2010); тогда же к ней прикрепилось неприятное прозвище «Vodafail» (до сих пор даже существует веб-сайт с таким названием). Однако, несмотря на все невзгоды, она продолжает вести коммерчески успешную деятельность в десятках стран по всему миру. В начале весны 2014 у неё было уже свыше четырёхсот абонентов. Компания владеет сетями в двадцати одной стране, а также имеет партнёрские сети в более чем сорока других государствах.

Подразделение Global Enterprise предоставляет телекоммуникационные и IT услуги для корпоративных клиентов в более чем шестидесяти пяти странах. Фирма котируется на Лондонской фондовой бирже, имея там первичный листинг, и вторичный – на NASDAQ.

Подписывайтесь на нас в Telegram и ВКонтакте.






Михаил Кольцов, 32 года Журналист, редактор
Вовсе не Шерлок Холмс, но досконально изучает, а потом делится с читателями историями развития популярных (и не только) мобильных брендов. Следит за разделом «Производители».
Оцените, пожалуйста:
   5 из 5
Прочитало: 86 085 человек
Нашли в тексте ошибку?

Выделите её, нажмите Ctrl + Enter, и мы все исправим!

Мнения и отзывы (Закрыты)
adianon
adianon
14 мая 2015 04:04
Косвенная деятельность в мире электроники хоть и остаётся в тени, но является связующей, порой забавно наблюдать за развитием в сжатый промежуток времени.
Ruslan
Ruslan
14 мая 2015 18:50
В мире телекоммуникаций огромная конкуренция и чтобы процветать, нужно вовремя принимать правильные решения, как и получилось у компании Vodafone. Ее путь это пример для всех остальных.
Угадаешь? Тогда ЖМИ!
Интересно!
ROG UI от ASUS: что это такое, для чего нужно, особенности
ROG UI от ASUS: что это такое, для чего нужно, особенности
Вверх страницы