NavIC: что это такое, для чего нужно, плюсы и минусы
Статьи и Лайфхаки
Индия, вслед за китайской Beidou, тоже, наконец, создала свою систему под названием NavIC, также известную как IRNSS. Пока что весьма скромную, всего из семи спутников – но лиха беда начало!
NavIC – региональная система
Пока что площадь, на которой она работает, ограничивается самой Индией и прилегающей к ее границам территориями на расстоянии примерно полутора тысяч километров. Не так уж много – но и не мало.
Во всяком случае, для «заклятых друзей» вроде Пакистана или Китая хватит.
Кстати, именно отказ Соединенных Штатов предоставить необходимые данные во время одного из мелких индо-пакистанских конфликтов и побудил Индийскую организацию космических исследований (IRSO) взяться за этот проект.
И не так уж дорого он обошелся: 220 млн долларов понадобилось на создание спутниковой группировки, и еще 45 – для наземной инфраструктуры.
Единственный фрегат типа «Тальвар» стоит вдвое дороже – а Индия их закупила в разное время у РФ целых шесть единиц!
Что характерно, никакой «озабоченности» Штаты по поводу создания национальной индийской системы не выказали: напротив, объявили ее решением Конгресса «союзнической».
Это даст возможность государственным структурам США использовать ее наряду с GPS, той же QZSS и европейской Galileo. Само собой, ГЛОНАСС и Beidou подобного признания не удостоились.
В чем преимущества новой навигационной системы
GPS была первой. Это, конечно, звучит очень круто, но на деле она имеет ряд недостатков. Основной из них – невысокая точность определения координат.
Именно для ее повышения некоторые страны разрабатывают собственные «подсистемы» вроде российской СДКМ, американской WAAS и европейской EGNOS.
Причиной в данном случае служит то, что спутниковая группировка GPS располагается на низкой орбите. Тогда как для сателлитов NavIC создатели выбрали высокую геостационарную – 36 тыс. км.
Кроме того, GPS работает только в полосе «L», а индийская система – еще и в «S». Последняя предназначена для нужд военных.
Впрочем, результат довольно-таки скромный, по крайней мере, пока: против 20 метров погрешности у GPS NavIC способна противопоставить точность всего 5-10 метров, да и то исключительно для военных.
Для гражданских пользователей – все те же 20 метров. У японской QZSS эта величина – десятки сантиметров. Разумеется, есть методы, позволяющие повысить точность за счет наземных станций, но это отдельный разговор.
Чем это «грозит» пользователям смартфонов
Да ничем особенным. В 2020 году появились первые чипсеты, поддерживающие NavIC: флагманский Snapdragon 865, среднего класса - Snapdragon 720G, Snapdragon 765, Snapdragon 662, и бюджетный Snapdragon 460.
Т.е., теоретически модели, в которых они использованы, способны работать с навигационной системой. На практике же в лучшем случае это требует обновления прошивки, в худшем…
Первым девайсом с поддержкой индийской новинки стал Realme X50 Pro 5G. Неудивительно, ведь BBK Electronics и все принадлежащие ей бренды, в числе которых и Realme, основное внимание акцентируют именно на мобильном рынке Индии.
Читайте также: Что такое фильтр синего света, действительно ли он полезен, и когда его стоит использовать.
Вот только на практике все работало через пень-колоду: сигнал постоянно терялся, соединение работало нестабильно.
С тех пор модели, способные работать с NavIC, появились у многих брендов: Huawei, Xiaomi, ZTE. Несомненно, со временем она будет даже в айфонах. Точно так же постепенно внедрялась поддержка европейской Galileo и еще раньше – российской ГЛОНАСС.
Если же говорить непосредственно о нуждах пользователей, то здесь все просто. Определение координат никак не зависит от того, какая из навигационных систем присутствует в регионе в виде наземных станций.
Лишь бы хоть какая-то присутствовала. Пользователь может полюбопытствовать, сколько и каких именно спутников в настоящее время передают сигнал, но с практической точки зрения это не дает решительно ничего.
Тем более если говорить о жителях РФ, которые вообще живут на территории, не охваченной покрытием NavIC. Ну разве что в южных ее регионах можно рассчитывать поймать сигнал, да и то с мизерной вероятностью.
В заключение
В настоящее время, как и было сказано выше, спутниковая группировка NavIC состоит из семи сателлитов. Был и восьмой, однако вышел из строя. И в планах IRSO – ее расширение до одиннадцати.
Думаете, этого мало? Как бы не так! У той же глобальной GPS в наличии всего 31 спутник!
Так что Индии в целом можно гордиться: она обзавелась весьма полезной с точки зрения национальной безопасности штукой.
Вот только для гражданских пользователей это не значит ровным счетом ничего: им более чем хватало и существующих спутниковых систем.
Подписывайтесь на нас в Telegram и ВКонтакте.
Прочитало: 41 016 человек