NavIC: что это такое, для чего нужно, плюсы и минусы

NavIC: что это такое, для чего нужно, плюсы и минусы

Статьи и Лайфхаки
Любая мало-мальски себя уважающая держава сегодня стремится обзавестись собственной навигационной системой. Пусть не глобальной, как GPS или ГЛОНАСС, но хотя бы локальной, типа японской QZSS.

Индия, вслед за китайской Beidou, тоже, наконец, создала свою систему под названием NavIC, также известную как IRNSS. Пока что весьма скромную, всего из семи спутников – но лиха беда начало!

NavIC – региональная система

NavIC: что это такое, для чего нужно, плюсы и минусы

Пока что площадь, на которой она работает, ограничивается самой Индией и прилегающей к ее границам территориями на расстоянии примерно полутора тысяч километров. Не так уж много – но и не мало.

Во всяком случае, для «заклятых друзей» вроде Пакистана или Китая хватит.

Кстати, именно отказ Соединенных Штатов предоставить необходимые данные во время одного из мелких индо-пакистанских конфликтов и побудил Индийскую организацию космических исследований (IRSO) взяться за этот проект.

И не так уж дорого он обошелся: 220 млн долларов понадобилось на создание спутниковой группировки, и еще 45 – для наземной инфраструктуры.

Единственный фрегат типа «Тальвар» стоит вдвое дороже – а Индия их закупила в разное время у РФ целых шесть единиц!

Что характерно, никакой «озабоченности» Штаты по поводу создания национальной индийской системы не выказали: напротив, объявили ее решением Конгресса «союзнической».

Это даст возможность государственным структурам США использовать ее наряду с GPS, той же QZSS и европейской Galileo. Само собой, ГЛОНАСС и Beidou подобного признания не удостоились.

В чем преимущества новой навигационной системы


GPS была первой. Это, конечно, звучит очень круто, но на деле она имеет ряд недостатков. Основной из них – невысокая точность определения координат.

Именно для ее повышения некоторые страны разрабатывают собственные «подсистемы» вроде российской СДКМ, американской WAAS и европейской EGNOS.

Причиной в данном случае служит то, что спутниковая группировка GPS располагается на низкой орбите. Тогда как для сателлитов NavIC создатели выбрали высокую геостационарную – 36 тыс. км.


Кроме того, GPS работает только в полосе «L», а индийская система – еще и в «S». Последняя предназначена для нужд военных.

Впрочем, результат довольно-таки скромный, по крайней мере, пока: против 20 метров погрешности у GPS NavIC способна противопоставить точность всего 5-10 метров, да и то исключительно для военных.

Для гражданских пользователей – все те же 20 метров. У японской QZSS эта величина – десятки сантиметров. Разумеется, есть методы, позволяющие повысить точность за счет наземных станций, но это отдельный разговор.

Чем это «грозит» пользователям смартфонов


Да ничем особенным. В 2020 году появились первые чипсеты, поддерживающие NavIC: флагманский Snapdragon 865, среднего класса - Snapdragon 720G, Snapdragon 765, Snapdragon 662, и бюджетный Snapdragon 460.

Т.е., теоретически модели, в которых они использованы, способны работать с навигационной системой. На практике же в лучшем случае это требует обновления прошивки, в худшем…

Первым девайсом с поддержкой индийской новинки стал Realme X50 Pro 5G. Неудивительно, ведь BBK Electronics и все принадлежащие ей бренды, в числе которых и Realme, основное внимание акцентируют именно на мобильном рынке Индии.


Вот только на практике все работало через пень-колоду: сигнал постоянно терялся, соединение работало нестабильно.

С тех пор модели, способные работать с NavIC, появились у многих брендов: Huawei, Xiaomi, ZTE. Несомненно, со временем она будет даже в айфонах. Точно так же постепенно внедрялась поддержка европейской Galileo и еще раньше – российской ГЛОНАСС.

Если же говорить непосредственно о нуждах пользователей, то здесь все просто. Определение координат никак не зависит от того, какая из навигационных систем присутствует в регионе в виде наземных станций.


Лишь бы хоть какая-то присутствовала. Пользователь может полюбопытствовать, сколько и каких именно спутников в настоящее время передают сигнал, но с практической точки зрения это не дает решительно ничего.

Тем более если говорить о жителях РФ, которые вообще живут на территории, не охваченной покрытием NavIC. Ну разве что в южных ее регионах можно рассчитывать поймать сигнал, да и то с мизерной вероятностью.

В заключение


В настоящее время, как и было сказано выше, спутниковая группировка NavIC состоит из семи сателлитов. Был и восьмой, однако вышел из строя. И в планах IRSO – ее расширение до одиннадцати.

Думаете, этого мало? Как бы не так! У той же глобальной GPS в наличии всего 31 спутник!


Так что Индии в целом можно гордиться: она обзавелась весьма полезной с точки зрения национальной безопасности штукой.

Вот только для гражданских пользователей это не значит ровным счетом ничего: им более чем хватало и существующих спутниковых систем.

Подписывайтесь на нас в Telegram и ВКонтакте.






Сергей Семенов, 31 год Аналитик, журналист, редактор
Настоящий мобильный эксперт! Пишет простым и понятным языком полезные статьи и инструкции мобильной тематики, раздает направо и налево наиполезнейшие советы. Следит за разделом «Статьи и Лайфхаки».
Оцените, пожалуйста:
   5 из 5
Прочитало: 41 016 человек
Нашли в тексте ошибку?

Выделите её, нажмите Ctrl + Enter, и мы все исправим!

Угадаешь? Тогда ЖМИ!
Интересно!
Экран-водопад в смартфоне: что это такое, зачем нужен, плюсы и минусы
Экран-водопад в смартфоне: что это такое, зачем нужен, плюсы и минусы
Вверх страницы