Смартфоны делают нас глупее — аргументы ученых



Смартфоны делают нас глупее — аргументы ученых

Статьи и Лайфхаки
Конспирология – исключительно приятная вещь: она позволяет правдоподобно обосновать все, что угодно. В том числе – и «заговор» «мировой закулисы», ставящий целью оболванить человечество по максимуму.

Важным инструментом злокозненных «масонов-рептилоидов», по мнению многих, являются смартфоны. Да-да, «зомбоящик» уже малоактуален, компьютерные игры тоже не дают желаемого эффекта – значит, пришло время новых методов.

А что говорят по данному вопросу ученые? Те, которые не британские настоящие, а не с приставкой «лже»?

Аргумент первый: информация усваивается хуже

Смартфоны делают нас глупее — аргументы ученых

Многочисленные эксперименты с участием больших групп добровольцев демонстрируют однозначный и повторяемый результат: при чтении материала с дисплея смартфона его усвояемость в среднем на 10-30% хуже, чем при чтении с бумажного носителя.

Но это далеко не все. Сам по себе смартфон способен снижать способность воспринимать новое одним фактом своего присутствия. Очень показателен эксперимент психологов Адриана Ф. Уорда и Маартена В. Боса.


Суть его сводилась к разделению добровольцев-студентов на три группы. Первая перед началом лекции оставляла смартфон в другой комнате, вторая брала с собой, но не вынимала из сумки, а третья – просто клала на стол дисплеем вниз.

Т.е., никто из подопытных не пользовался девайсом как таковым.

Результат продемонстрировал убывание объема усвоенных знаний от первой группы к третьей. Т.е., налицо в чистом виде психологическое воздействие.

Аргумент второй: топографический кретинизм


За ориентацию на местности отвечает участок мозга под названием гиппокамп. При активном его использовании он развивается, при незадействии ресурсов – соответственно, деградирует. В точности, как любой другой сегмент.

Регулярное использование навигационной системы смартфона приводит к тому, что способность запоминать местоположение того или иного объекта сильно падает.


Человек просто теряет способность держать в голове «карту» местности. В результате без своего девайса он не способен ориентироваться и становится просто беспомощен в данном отношении.

На сей раз в качестве подопытных кроликов использовались не только американские студенты, но и лондонские таксисты. Их род деятельности привел к увеличенному объему гиппокампа, который легко можно было определить чисто научными методами.

Аргумент третий: одиночество среди людей


Еще один научно доказанный факт: чем больше у человека знакомых в виртуальном мире, тем меньше – в реальном. Особенно это касается детей, склонных «пропадать» в социальных сетях сутками.

Коммуникативные навыки – отнюдь не врожденные инстинкты: они нарабатываются в процессе взаимодействия с окружающими. Интонации, мимика, жесты, построение фраз – все это порождает комплекс, делающий человека социально адаптированным.


При виртуальном общении все это отсутствует, заменяясь сосредоточением на тексте. Тоже, в некотором отношении, коммуникативные навыки – но совершенно иные.

И так получается, что у тех, кто злоупотребляет общением в виртуале, пропадает само желание общаться с окружающими: на них просто «не хватает» внимания.

Вот так и возникают «зомбированные», «инкубаторские» детишки, которые то и делают, что пялятся в свой смартфон.

Аргумент четвертый: внимание рассеивается


Вопреки легендам об уникумах вроде Юлия Цезаря, людям не свойственно распределять свое внимание на несколько дел одновременно.

Это приводит к его рассеиванию, из-за чего все эти дела делаются одинаково плохо: начинаются ошибки, «зависания», возникает раздражение, еще больше усугубляющее проблему.

Снижается критичность восприятия и креативность мышления. Попробуйте-ка одновременно бриться, разговаривать по телефону и вдобавок обдумывать какую-нибудь идею! Просто вообразить подобное – уже тихий ужас.

Смартфоны же в плане отвлечения нас от текущих дел – настоящие мастера. Звонок, смс-ка, уведомление – инструментов у них более чем предостаточно.

Не зря некоторые, отправляясь на отдых, вообще стараются не брать с собой телефон. Ну, или хотя бы отключают его, если иначе не получается.

В заключение

Принято считать, что правительствам большинства стран наплевать на реальные угрозы: они сосредоточены на более «важных» вещах, вроде защиты прав бройлерных цыплят или миграций антарктических пингвинов.


В действительности это не совсем так. И угрозу смартфонов для подрастающего поколения они вовсе не игнорируют. Например, во Франции уже введен ряд ограничений на их использование в школах.

Однако здесь принятые меры сталкиваются с противодействием родителей детишек. Те почему-то свято уверенны, что использование смартфона с младенчества позволит их чадам развиваться куда активнее, и позволит нарабатывать творческие навыки.

На чем основывается эта уверенность – трудно сказать. Но уж точно не на результатах научных исследований, говорящих об обратном.

Подписывайтесь на нас в Telegram и ВКонтакте.






Сергей Семенов, 31 год Аналитик, журналист, редактор
Настоящий мобильный эксперт! Пишет простым и понятным языком полезные статьи и инструкции мобильной тематики, раздает направо и налево наиполезнейшие советы. Следит за разделом «Статьи и Лайфхаки».
Оцените, пожалуйста:
   5 из 5
Прочитало: 1 432 человек
Нашли в тексте ошибку?

Выделите её, нажмите Ctrl + Enter, и мы все исправим!

Мнения и отзывы
Cackle
Угадаешь? Тогда ЖМИ!
Интересно!
A2DP: зачем это нужно, как работает, какие ОС поддерживают
A2DP: зачем это нужно, как работает, какие ОС поддерживают
Вверх страницы