Метавселенная: будущее человечества или грандиозное надувательство?

Метавселенная: будущее человечества или грандиозное надувательство?

Статьи и Лайфхаки
В воздухе витает очередной мегатренд под названием Metaverse, или, говоря по-русски, Метавселенная.

Facebook под это дело срочно перебредировалась в Meta, инвесторы десятками миллионов скупают виртуальную недвижимость, а простые обыватели?..

А вот они-то дай бог каждый второй слышал само это понятие применительно к текущей парадигме, а все прочие даже не подозревают, что им уготовили IT-гиганты. Эт ваще че за?..

Что мы не понимаем под Метавселенной?

Метавселенная: будущее человечества или грандиозное надувательство?

Казалось бы, литература и кинематограф дали нам в избытке материала для осознания этого явления. Прогремевшая «Матрица», порядком подзабытые «Газонокосильщик», «Первому игроку приготовиться», разнообразное чтиво легкого поведения жанра ЛитРПГ, начиная с лукьяненковской «Глубины».

Проще говоря, виртуальный мир, неотличимый от реального, вплоть до вкусовых и обонятельных ощущений, населенный «живыми» цифровыми персонажами.

Очевидно, что на данном уровне развития технологий что-то даже отдаленно подобное создать попросту невозможно. Поэтому идеологи и разработчики «урезали осетра».


Никакого полноценного погружения: всего лишь совокупность виртуальных миров различного толка: игровых, корпоративных, развлекательных и т.п. И в любом из них пользователь может перемещаться бесшовно посредством единого аватара.

А вот «неписи», они же «неигровые персонажи» - они запросто могут появиться. Работы с искусственным интеллектом, имитирующим человеческое поведение, ведутся вовсю.

Правда, до сих пор его толком не удалось сделать безопасным: то ребенку насоветует сунуть пальцы в розетку, то оскорбит всех и каждого самым изощренным образом вплоть до крайней степени неполиткорректности.

Того и гляди – Скайнет на виртуальном горизонте замаячит.

Ищи, кому выгодно


Казалось бы: что в этом такого особенного? Проектов типа VRChat или Second Life и прочих метавселенных с маленькой буквы… не то чтобы так уж много, но хватает.

Что-то будет появляться, что-то, напротив, закроется со временем, возможно, как-то будут унифицированы платформы для достижения той самой «бесшовности».

Но среди подобных «развлекалок» затесался виртуальный мир под названием Decentralend. В нем виртуальные участки продаются за местный вариант криптовалюты под названием MANA и передаются в безраздельную собственность владельцев благодаря технологии NFT.

Достаточно вспомнить, как всколыхнули мировую общественность биткоин и разнообразные альткоины, чтобы понять: дело пахнет ОЧЕНЬ большими деньгами. Как зачастую бывает в последние лет пятьдесят – созданными из воздуха.


Точных данных о суммах, на которую была приобретена виртуальная недвижимость в Decentralend и других подобных метавселенных, пока нет, но по разным подсчетам они находятся в порядках 400-700 млн только за 2021 год. Причем рынок продолжает интенсивно расти.

Как это часто бывает в капиталистическом мире а другого у нас нет, ценность активов создается не благодаря каким-то потребительским качествам, а на основе… Да совершенно на пустом месте!

Инвесторы готовы вкладывать свои кровные хоть куда-нибудь, пусть даже в ничем реальным не обеспеченные пиксели, и от этого их ценность только лавинообразно растет, как это было с тем самым биткоином. Классический «пузырь».


Конечно же, прибыль от всего этого процесса достанется не «стае леммингов», а тому, кто дирижирует «надуванием», создает те самые платформы, на которых будет расти все это виртуальное изобилие.

Ведь предоставлять посреднические услуги гораздо выгоднее, чем заниматься торговлей самостоятельно. Можно вспомнить хотя бы AliExpress, послуживший примером для подражания десяткам, а то и сотням маркетплейсов по всему миру.

Минимум риска, минимум ответственности – все это ложится на плечи покупателя и продавца.

А какова реальная ценность?


Загадывать на будущее пока не стоит: цыплят по осени считают. Прогнозы – дело столь же неблагодарное, сколь и ни к чему не обязывающее.

А в настоящий момент можно выделить несколько уже состоявшихся направлений:

  • Игры в виртуальной реальности.

    Не слишком популярно, поскольку VR-оборудование либо стоит запредельно дорого, либо чрезвычайно неудобно. Отсюда и опасения игроков гейм-индустрии серьезно вкладываться во что-то подобное. Да и сам игровой процесс пока оставляет желать лучшего. Большинство предпочитает рубиться в MMO на более традиционных устройствах.
  • Виртуальный офис.

    Столь же сомнительное решение. Нет, удаленно работать никто не отказывается. Но куда проще для этой цели использовать опять же традиционные платформы. Анимированный аватар в 99% случаев решительно бесполезен. Прежде всего, в силу того, что подавляющая доля рабочей информации идет не в вербальном, а в текстово-графическом формате.
  • Контент во всех его проявлениях.

    Концерты популярных исполнителей, сцены из культовых фильмов, музеи, «живая» природа и т.п. Опять-таки, аватар в данном случае вторичен: пользователи этого вида виртуальных услуг приходят смотреть и слушать, а не говорить и показывать.

Чего же добивается Facebook


По словам представителей компании, подменять реальный мир виртуальным она не собирается. Ибо силенок не хватает.

Предполагается нечто вроде превращения интернета в одну глобальную соцсеть, в которой пользователи будут не просто потреблять контент, а находиться в самой его среде.

Многие вещи просто не передать посредством текста или видео, например, те же танцы или боевые искусства.

Особенно забавно в этом свете выглядят создаваемые Meta аватары «выше пояса».

Предполагается, что люди при этом будут вживую общаться всевозможными способами, предоставляемыми им платформой, на которой будет создана Метавселенная.

Немалую роль будет играть и AR – дополненная реальность, которая позволит связать реальный и виртуальный миры в единое целое. По замыслу создателей, это позволит поднять возможности для работы и досуга людей на принципиально новый уровень.

Почему это не будет работать


Причин на то тысяча и одна. И дело вовсе не в уровне развития техники, который, между прочим, подошел к своему пределу. Какой-то запас для количественного роста в пределах постиндустриального общества еще есть.

А качественный скачок вполне способен сделать ненужным большую часть современных ценностей. Примерно так, как остались «за бортом» оффлайновые библиотеки, театры и деревенские клубы. Существуют куда более серьезные препоны.

В виртуале человек ищет ту самую свободу, которой все меньше остается в реальном мире. А ее… жестоко ограничивают! Те, кто хоть немного в теме, примерно представляют себе, чего стоит отмодерировать несчастный чат не самой крупной онлайн-игры.

Троллинг, оскорбления, нетерпимость… Какая уж там «свобода». А теперь распространяем эту модерацию на целую Метавселенную.

Уже сегодня появляются жалобы, к примеру, на домогательства к аватарам, и начинается внедрение соответствующих мер, от превентивных до карательных.

Вот только это – сизифов труд: хулиган и вандал всегда найдет, как добиться своего и оставить блюстителей с носом. А деанонимизация… Так полиции и в реальном мире хватает, всех разновидностей.

Добавим в это бурлящее варево различия в законодательствах разных стран, которые и в интернете-то не могут прийти к чему-то общему, блокируя ресурсы пачками, и руки опустятся сами собой.

Можно вспомнить и то, что время от времени попытку виртуального прорыва осуществляют практически все крупные IT-компании. Apple, Samsung, Google. И всякий раз результат один и тот же: провал.


Просто потому, что это неюзабельно: интересно побаловаться несколько дней, но не более того. Переносить решение текущих задач в эту среду попросту неудобно. Смартфон, планшет, ноутбук, наконец, десктоп гораздо практичнее.

Нет, какие-то нишевые решения прижились, но чтобы добиться глобальной смены среды – тут ни у одного из игроков IT-рынка так ничего и не получилось, несмотря на громкие заявления.

Наконец, то, о чем говорилось в начале статьи: виртуальный мир не способен стать даже суррогатом реального. Те, кто сутками «зависает» в соцсетях или онлайн-играх, вполне могут считаться асоциальными девиантами.


Психика таких людей меняется самым негативным образом, и правительства развитых стран видят в этом серьезную проблему. Если же по замыслу Цукерберга и Co в «соцсеть» превратится весь интернет, то легко представить себе масштабы деформации.

Ничего хорошего ожидать от такой «открытости» не приходится.

В заключение

Как бы ни привлекательно выглядела концепция Метавселенной на первый взгляд, в действительности ее реализация способна обернуться для людей настоящим кошмаром.

Это как с глобализацией: вещь вроде бы хорошая, но, отведав этого «блюда», все, от правительств до обывателей, стремятся расползтись по своим экономическим, политическим, культурным, возрастным и прочим норкам.


Подавляющему большинству людей вся эта виртуальность даром не нужна: она не способна привнести качественный скачок, подобно переходу, например, от театра к кинематографу, а затем – к телевидению.

Разнообразные антиутопии в стиле пресловутой «Матрицы» тоже не имеют особого права на жизнь: ресурсов для их реализации потребуется столько, что проще построить флот космических кораблей с гипердвигателями и отправиться колонизировать галактику.

Запах хвойного леса или морского бриза, вкус шашлыка или хорошего вина, бьющий в лицо ветер и стелющаяся под колеса дорога – как тебе такое, пиксельная Метавселенная?


Подписывайтесь на нас в Telegram и ВКонтакте.






Сергей Семенов, 31 год Аналитик, журналист, редактор
Настоящий мобильный эксперт! Пишет простым и понятным языком полезные статьи и инструкции мобильной тематики, раздает направо и налево наиполезнейшие советы. Следит за разделом «Статьи и Лайфхаки».
Оцените, пожалуйста:
   5 из 5
Прочитало: 9 016 человек
Нашли в тексте ошибку?

Выделите её, нажмите Ctrl + Enter, и мы все исправим!

Угадаешь? Тогда ЖМИ!
Интересно!
Защитные стекла Dragontrail, Dinorex, Xensation Cover: конкуренты Gorilla Glass
Защитные стекла Dragontrail, Dinorex, Xensation Cover: конкуренты Gorilla Glass
Вверх страницы