Электронный ценник ESL: что это такое, как работает, в чем преимущества и недостатки
Статьи и Лайфхаки
1. Как это выглядит с точки зрения покупателя
2. Как это устроено
3. Преимущества и недостатки ESL
4. В заключение
Электронные полочные ценники уверенно вытесняют бумажные аналоги, с каждым годом охватывая все больше крупных розничных торговых сетей.
Ну а мировые производители электроники, соответственно, делают кассу, обеспечивая спрос на этот тренд. Только в следующем году рост рынка ESL, как еще называют эту разновидность устройств, ожидается примерно на уровне 16%, что можно назвать взрывом.
Разберемся, как работает вся эта система, и почему электронные этикетки вдруг стали настолько популярны среди владельцев всевозможных гипермаректов.
Как это выглядит с точки зрения покупателя
ESL (Electronic shelf labels) внешне выглядит как самый обыкновенный полочный ценник, но вместо бумаги – экран, на котором отображается цена, а в последнее время – и другая информация о товаре.
Первые поколения имели сегментные дисплеи, похожие на те, которые использовались в старых электронных часах. Отображать они могли только непосредственно цену, вес и валюту.
Однако вскоре на смену этому анахронизму пришла электронная бумага E-ink, вначале монохромная, а позже – и цветная.
Низкое энергопотребление данной технологии изготовления экранов отлично подходило для решения задачи, а недостатки в данном случае не имели значения.
Благодаря такому решению появилась возможность отображать текст, штрих-код, изображения и другую информацию, важную для покупателя.
В современных линейках производителей габариты ESL могут колебаться от совсем крохотных (1,54 дюйма) до настоящих планшетов (13,3 дюйма).
Следует также упомянуть вопрос температуры, поскольку некоторые продукты питания хранятся в морозильных камерах.
В таких случаях используются специальные модели, рассчитанные на работу при температуре до -23 градусов, тогда как для всех прочих он обычно составляет 0-45 градусов.
Как это устроено
Система, позволяющая использовать электронные этикетки, построена по принципу терминалов и состоит из трех основных компонентов:
- Контроллер, включающий в себя программное обеспечение для управления всей сетью ESL и базу данных товаров.
- Модуль коммуникации, осуществляющий обмен данными между ценниками и контроллером. Вначале для этого использовался ИК-интерфейс, сегодня же наиболее перспективными являются решения на основе радиоканала.Читайте также: Свитчи механических клавиатур: что нужно знать покупателю.
- Модуль терминала: собственно электронный ценник с дисплеем, на котором отображается вся необходимая информация. В некоторых случаях он может включать ряд датчиков, позволяющих, например, регистрировать количество клиентов с тем, чтобы данные могли обрабатываться аналитиками.
А с появлением версии Bluetooth 5.4 был окончательно формализован протокол, обеспечивающий работу PAwR – периодических оповещений с ответами, позволяющими смартфонам клиентов получать данные от ценников без установления соединения.
Преимущества и недостатки ESL
Очевидно, что плюсов у технологии куда больше, чем минусов, иначе ее распространение не было бы столь стремительным.
Вот основные из них:
- Снижение издержек
Больше нет нужды регулярно печатать бумажные ценники и оплачивать работу персонала, в обязанности которого входит их обновление на каждой полке торгового центра. - Управление уровнем запасов
Информация о наличии товара, оставшемся его количестве и ожидаемом поступлении может быть отображена на электронном ценнике. - Синхронизация управления
Теперь сотрудники точки продаж могут контролировать стоимость товаров из общего управляющего центра. - Устранение проблем с разницей цен на этикетке и в базе данных
При использовании бумажных ценником между обоими изменениями имелся временной лаг, что порождало проблемы, связанные с завышенной стоимостью. - Эффективная навигация
Клиент может найти необходимый продукт либо при помощи установленного на его смартфон мобильного приложения, либо через информационные средства, установленные в самой торговой точке. - Построение тепловой карты магазина
Данные о наиболее посещаемых участках торговой площади могут быть полезны для анализа времени пребывания посетителей в той или иной области.
Можно также отметить определенную уязвимость подобных решений в случае ошибок либо целенаправленной атаки: неправильно указанные цены распространяются по всей сети и могут стать причиной серьезных убытков.
В заключение
Технология электронных полочных ценников является весьма перспективной и с каждым годом развивается, предоставляя новые возможности как продавцам, так и покупателям.Крупные компании, такие как Hanshow или SES Imagotag, обеспечивают ими потребности в том числе и российских торговых сетей, среди которых – такие монстры, как Магнит, Пятерочка, Ашан или Спортмастер.
И пусть экономическая выгода внедрения этого решения очевидна не всегда, затраты на оснащение торговых точек ESL можно считать еще и своего рода вложением в пиар бренда, ведь современные технологии всегда вызывают у клиентов положительные эмоции.
Подписывайтесь на нас в Telegram и ВКонтакте.
Прочитало: 3 292 человек