Частота обновления экрана в смартфоне: что это такое, насколько важно, на что влияет

Частота обновления экрана в смартфоне: что это такое, насколько важно, на что влияет

Статьи и Лайфхаки
Длительное время на частоте обновления дисплея акцентировали внимание только при покупке мониторов. В смартфонах безальтернативно присутствовали сакраментальные 60 Гц – и не более того.

Однако несколько лет назад ситуация изменилась. Вначале во флагманском сегменте, а затем и в более дешевых моделях появились экраны с частотой 90, 120, а затем – и 144, а то и 168 Гц.

Очередной виток «быстрее, выше, сильнее» - или просто маркетинговые кунштюки? Будем разбираться в подробностях.

Общий смысл характеристики

Частота обновления экрана в смартфоне: что это такое, насколько важно, на что влияет

Безотносительно к устройству частота обновления дисплея показывает, насколько часто в единицу времени он способен обновлять изображение. Соответственно, 60 Гц – это 60 раз в секунду, 90 Гц – 90 раз и т.д. Обратите внимание: сам дисплей, а не видеосистема.

До тех пор, пока графические процессоры в смартфонах были не так уж производительны, этот параметр особого значения не имел.

Однако постепенно их вычислительная мощность перевалила за сотню Гфлопс, причем хорошо так перевалила: топовый на момент написания статьи Snapdragon 8 Gen 1 уже показывает в тестах 2,24 Тфлопс!


В результате экраны начали понемногу не справляться с возможностями GPU, работающих под максимальной нагрузкой, прежде всего – в мобильных 3D играх.

А меж тем последние тоже не стояли на месте: разработчики делали все более продвинутую графику, сопоставимую с десктопами и приставками.

В итоге возник технологический запрос на повышение рассматриваемой характеристики.

Как выглядит проблема


В общем случае, если частота обновления ниже частоты отрисовки кадров графическим процессором, то возникает рассинхронизация с разрывом изображения по горизонтали.

Но на практике мы подобного практически никогда не видим: подобные проблемы остались в мониторах конца минувшего века.

Это происходит за счет различных технологий буферизации, когда кадры отрисовываются «впрок», с небольшим запасом по времени, хранящемся в буфере. Поэтому, если дисплей не справляется, то просто снижается FPS – частота кадров.


Вроде бы ничего такого? Да при одном намеке на подобную ситуацию любого тру-геймера начинает трясти от возмущения! Дело ведь не только в красоте «графона», хотя и это важно, но и в скорости реакции игрока на игровые изменения.

А если дело совсем плохо, то и вовсе начинаются «фризы» - зависания изображения.

Однако даже если не говорить об играх, то есть еще и интерфейс. Чем более он графически продвинутый, тем больше требуется вычислительных ресурсов.


И в самом плохом случае менюшки, окошки и другие элементы становятся «дерганными», при перетаскивании остается шлейф, что тоже не добавляет удовольствия при работе с устройством.

Как только уровень проблем достиг критического значения – были разработаны чипсеты, поддерживающие более высокую частоту обновления, а на их базе вскоре вышли первые модели смартфонов нового поколения.

Высокая частота – всегда ли хорошо?


В теории – да, однозначно. А вот на практике все пока что далеко не так здорово. Основная проблема, как это всегда бывает при технологическом рывке, - в программном обеспечении.

Очень многие приложения попросту не поддерживают более высокие величины частоты обновления. Как были ориентированы на 60 Гц – так с ними и работают. И поставь ты их хоть на самый сверхмощный девайс – на них же и будут работать.

На изменение графической части приложений требуется время, и немалое. То же самое было в свое время, например, при появлении многоядерных процессоров.


Да, со временем проблема будет решена – вот только смартфоны стареют слишком уж быстро, и новинка может оказаться бесполезной на весь срок службы.

Вдобавок проблемы могут возникать и на системном уровне. На момент появления высокогерцовых экранов OnePlus вынуждена была блокировать повышение частоты выше 60 Гц в некоторых приложениях, в том числе именно там, где это было максимально важно - в играх.

Это, судя по всему, стало следствием еще одной проблемы – повышенного потребления энергии в данном режиме.

Что следует понимать при выборе модели


Первое – это сам факт нужности дисплея с частотой обновления экрана выше 60 Гц. К текущему моменту 90-герцовые экраны появились даже в устройствах бюджетного сегмента.

И если вы пользуетесь смартфоном достаточно интенсивно, пусть и не играете в игры – учитывайте этот параметр при выборе, пожалейте зрение.

Второе – это связка частоты обновления и разрешения. Не менее важная, чем связка разрешения и плотности пикселей. Правда, в этом случае речь идет уже о флагманских моделях.

Таковые нередко выдают заявленные 144 Гц, но… только при разрешении FullHD. При QHD – уже 120 или 90 Гц, а если есть и 4K – то на них и вовсе жалкие 60 Гц.

Третье – это повышенное энергопотребление при повышении частоты. В настройках современных ОС есть возможность снизить ее вручную, но тогда зачем покупать девайс с крутыми характеристиками?

Однако во многих более новых моделях эта характеристика уже регулируется динамически, так что в ручной настройке нужда отпадает.

В заключение

Очевидно, что к 60 Гц возврата уже не будет, как в свое время – к одноядерным чипсетам. Сначала их вытеснят в ультрабюджетный сегмент, а затем и вовсе модели, в которых не будет поддержки хотя бы 90 Гц, уйдут в прошлое.


Однако торопиться покупать «самое-самое», если только вы не продали ради этого почку, не следует. Да, в эконом-классе 90 Гц – это весомый аргумент. А вот для флагмана искать непременно 144 Гц – уже лишнее.

Те же iPhone, если сбросить со счетов «яблочный» культ, для премиум-класса представляют собой золотую середину, на которую стоит ориентироваться.

Многие технологии, в том числе 5G, трехмодульные камеры и т.п., появлялись в них позже, чем в «ведрах» не потому, что Apple «не могла», а просто - не пришло время. И в актуальном iPhone 13 Pro Max мы имеем 120 Гц. Пока вполне достаточно.

Подписывайтесь на нас в Telegram и ВКонтакте.






Сергей Семенов, 31 год Аналитик, журналист, редактор
Настоящий мобильный эксперт! Пишет простым и понятным языком полезные статьи и инструкции мобильной тематики, раздает направо и налево наиполезнейшие советы. Следит за разделом «Статьи и Лайфхаки».
Оцените, пожалуйста:
   5 из 5
Прочитало: 17 036 человек
Нашли в тексте ошибку?

Выделите её, нажмите Ctrl + Enter, и мы все исправим!

Угадаешь? Тогда ЖМИ!
Интересно!
Google Fuchsia: что это такое, для чего нужно, особенности
Google Fuchsia: что это такое, для чего нужно, особенности
Вверх страницы