Частота обновления экрана в смартфоне: что это такое, насколько важно, на что влияет
Статьи и Лайфхаки
Однако несколько лет назад ситуация изменилась. Вначале во флагманском сегменте, а затем и в более дешевых моделях появились экраны с частотой 90, 120, а затем – и 144, а то и 168 Гц.
Очередной виток «быстрее, выше, сильнее» - или просто маркетинговые кунштюки? Будем разбираться в подробностях.
Общий смысл характеристики
Безотносительно к устройству частота обновления дисплея показывает, насколько часто в единицу времени он способен обновлять изображение. Соответственно, 60 Гц – это 60 раз в секунду, 90 Гц – 90 раз и т.д. Обратите внимание: сам дисплей, а не видеосистема.
До тех пор, пока графические процессоры в смартфонах были не так уж производительны, этот параметр особого значения не имел.
Однако постепенно их вычислительная мощность перевалила за сотню Гфлопс, причем хорошо так перевалила: топовый на момент написания статьи Snapdragon 8 Gen 1 уже показывает в тестах 2,24 Тфлопс!
Читайте также: ТОП-100 интересных фактов о смартфонах и телефонах.
В результате экраны начали понемногу не справляться с возможностями GPU, работающих под максимальной нагрузкой, прежде всего – в мобильных 3D играх.
А меж тем последние тоже не стояли на месте: разработчики делали все более продвинутую графику, сопоставимую с десктопами и приставками.
В итоге возник технологический запрос на повышение рассматриваемой характеристики.
Как выглядит проблема
В общем случае, если частота обновления ниже частоты отрисовки кадров графическим процессором, то возникает рассинхронизация с разрывом изображения по горизонтали.
Но на практике мы подобного практически никогда не видим: подобные проблемы остались в мониторах конца минувшего века.
Это происходит за счет различных технологий буферизации, когда кадры отрисовываются «впрок», с небольшим запасом по времени, хранящемся в буфере. Поэтому, если дисплей не справляется, то просто снижается FPS – частота кадров.
Вроде бы ничего такого? Да при одном намеке на подобную ситуацию любого тру-геймера начинает трясти от возмущения! Дело ведь не только в красоте «графона»,
А если дело совсем плохо, то и вовсе начинаются «фризы» - зависания изображения.
Однако даже если не говорить об играх, то есть еще и интерфейс. Чем более он графически продвинутый, тем больше требуется вычислительных ресурсов.
Читайте также: AOSP, LOS и CAF: что это означает и для чего нужно.
И в самом плохом случае менюшки, окошки и другие элементы становятся «дерганными», при перетаскивании остается шлейф, что тоже не добавляет удовольствия при работе с устройством.
Как только уровень проблем достиг критического значения – были разработаны чипсеты, поддерживающие более высокую частоту обновления, а на их базе вскоре вышли первые модели смартфонов нового поколения.
Высокая частота – всегда ли хорошо?
В теории – да, однозначно. А вот на практике все пока что далеко не так здорово. Основная проблема, как это всегда бывает при технологическом рывке, - в программном обеспечении.
Очень многие приложения попросту не поддерживают более высокие величины частоты обновления. Как были ориентированы на 60 Гц – так с ними и работают. И поставь ты их хоть на самый сверхмощный девайс – на них же и будут работать.
На изменение графической части приложений требуется время, и немалое. То же самое было в свое время, например, при появлении многоядерных процессоров.
Да, со временем проблема будет решена – вот только смартфоны стареют слишком уж быстро, и новинка может оказаться бесполезной на весь срок службы.
Вдобавок проблемы могут возникать и на системном уровне. На момент появления высокогерцовых экранов OnePlus вынуждена была блокировать повышение частоты выше 60 Гц в некоторых приложениях, в том числе именно там, где это было максимально важно - в играх.
Это, судя по всему, стало следствием еще одной проблемы – повышенного потребления энергии в данном режиме.
Что следует понимать при выборе модели
Первое – это сам факт нужности дисплея с частотой обновления экрана выше 60 Гц. К текущему моменту 90-герцовые экраны появились даже в устройствах бюджетного сегмента.
И если вы пользуетесь смартфоном достаточно интенсивно, пусть и не играете в игры – учитывайте этот параметр при выборе, пожалейте зрение.
Второе – это связка частоты обновления и разрешения. Не менее важная, чем связка разрешения и плотности пикселей. Правда, в этом случае речь идет уже о флагманских моделях.
Таковые нередко выдают заявленные 144 Гц, но… только при разрешении FullHD. При QHD – уже 120 или 90 Гц, а если есть и 4K – то на них и вовсе жалкие 60 Гц.
Третье – это повышенное энергопотребление при повышении частоты. В настройках современных ОС есть возможность снизить ее вручную, но тогда зачем покупать девайс с крутыми характеристиками?
Однако во многих более новых моделях эта характеристика уже регулируется динамически, так что в ручной настройке нужда отпадает.
В заключение
Очевидно, что к 60 Гц возврата уже не будет, как в свое время – к одноядерным чипсетам. Сначала их вытеснят в ультрабюджетный сегмент, а затем и вовсе модели, в которых не будет поддержки хотя бы 90 Гц, уйдут в прошлое.Читайте также: Dynamic AMOLED: что это такое, плюсы и минусы технологии.
Однако торопиться покупать «самое-самое»,
Те же iPhone, если сбросить со счетов «яблочный» культ, для премиум-класса представляют собой золотую середину, на которую стоит ориентироваться.
Многие технологии, в том числе 5G, трехмодульные камеры и т.п., появлялись в них позже, чем в «ведрах» не потому, что Apple «не могла», а просто - не пришло время. И в актуальном iPhone 13 Pro Max мы имеем 120 Гц. Пока вполне достаточно.
Подписывайтесь на нас в Telegram и ВКонтакте.
Прочитало: 17 036 человек