Мобилография: популярный вид фотоискусства

Мобилография: популярный вид фотоискусства

Статьи и Лайфхаки


Содержание:

1. Что мы называем мобилографией
2. Первые шаги мобилографии
3. Основной инструментарий мобилографии
4. Характерные особенности мобилографической съемки
5. Социальная значимость мобилографии

Каждый шаг научно-технического прогресса приносит не только материальные плоды, новинки, которые можно, так сказать, пощупать руками. Ему обычно сопутствуют открытия в сфере искусства, культуры и человеческих отношений. Одним из таких явлений стала так называемая мобилография. Этот новорожденный, по сути, жанр фотоискусства уже успел завоевать горячую популярность у миллионов любителей и высокомерно-скептическое раздражение у профессионалов фотосъемки.



Что мы называем мобилографией

Мобилография: популярный вид фотоискусства

Начнем с формального определения. Мобилография – жанр фотографического искусства, в качестве инструмента использующий разнообразные устройства, изначально не ориентированные на фотографов-профессионалов. Снимки делаются с помощью мобильных телефонов, смартфонов, а также разнообразных экзотических гаджетов вроде зажигалок, навигационных устройств и прочих подобных девайсов, оснащенных камерами. Это накладывает на характер данного жанра сильнейший отпечаток неформальности и делает его особенно привлекательным для молодежи.


Но отнюдь не неформальность дает смысл самому существованию этого нового вида искусства. Использование для съемки заведомо более слабых средств не есть самоцель. В самом деле: лозунг «чем хуже, тем лучше» годится только для вульгарных форм социального протеста, да, возможно для разного рода экстремалов. И, несмотря на то, что профессионалы, виртуозно владеющие дорогущими «зеркалками» стоимостью во многие сотни, а то и тысячи долларов, относятся к «дилетантам» снисходительно-презрительно, аудитория мобилографов достаточно велика.


При этом самое забавное, что нынешний спор профи и любителей едва ли не в точности повторяет ситуацию, возникшую на заре возникновения фотографии как таковой. Почти теми же самыми словами энтузиасты фотодела пророчили скорый конец традиционной живописи – мол, устарела, пора в музей, на свалку истории… И что же? Оказалось, что идеально точная передача изображения, основной козырь фотографии – это еще не всё. Вот и соседствуют по сей день галереи современной живописи с фотовыставками, и посетителей в одних ничуть не меньше, чем в других.


Именно так обстоит дело с мобилографией. Да, здесь нет высочайшего качества снимков, зачастую отсутствуют элементарные понятия о композиции, но… Снимки, сделанные «мыльницами» часто ухватывают неповторимые моменты реальности, несущие поистине бешеную эмоциональную нагрузку. У классических фотографов есть методики, позволяющие получить подобный эффект, но в сравнении со многими шедеврами «мобильщиков» их работы смотрятся бледными подобиями. Тут остается только процитировать классика: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно»!

Первые шаги мобилографии


У данного жанра искусства были свои предтечи. Кое-кто еще помнит волну увлечения так называемой ломографией. Нет-нет, это вовсе не наскальная живопись при помощи лома.

В 1993 году, когда этот термин впервые появился на устах, слово ЛОМО означало всего лишь аббревиатуру «Ленинградское оптико-механическое объединение». В числе прочих изделий этого предприятия был и недорогой фотоаппарат ЛОМО-Компакт, который стоил порядка 10 долларов. Именно его двое студентов Венской академии искусств и выбрали, чтобы пройтись по улицам Праги, фотографируя буквально всё, что подвернется под объектив, да еще с самых неожиданных ракурсов.

Никто, разумеется, не ожидал от получившихся снимков высочайшего качества, но зато многие кадры получились поразительно живыми и интересными. И это дало толчок распространению ломографии по всей планете. В самом деле: для того чтобы стать ломографом, не надо тратить годы на изучение премудростей фотографии, не надо покупать навороченный фотоаппарат стоимостью в годовую зарплату, а после трястись над его сохранностью. Знай себе броди по улицам и лови интересные моменты – мечта вольного художника, да и только.


Мобилография в этом направлении шагнула еще на несколько шагов вперед – за счет цифровых технологий. Именно они отправили в небытие кюветы, проявители, закрепители и прочую зловонную кухню, с которой всё же были вынуждены мириться поклонники ломографии. И первое признание не замедлило воспоследовать: выставка работ, сделанных при помощи мобильных устройств, впервые прошла в Лондоне уже в 2002 году. И уже тогда многим стало понятно: новый вид искусства даже не посягает на конкуренцию с классической фотографией, а занимает свою, особую нишу. В ней в полной мере реализуется принцип «не баг, а фича»: блики, размытия, цифровые шумы и прочие злейшие враги профессионалов здесь превращаются в своеобразный фон, придающий изображению естественность, усиливающий наложенное на снимок уникальное настроение.

Основной инструментарий мобилографии


Несмотря на обилие оснащенных камерами устройств, основным инструментом для мобильной съемки остается всё-таки телефон. Ну, или его «старшие братья» - смартфон, КПК. Сегодня найти подобный девайс без камеры вообще нужно очень постараться. Причем качество их год от года возрастает. Если несколько лет назад 1-мегапиксельная камера была безусловным признаком статусного гаджета, то сегодня даже фронтальные камеры смартфонов, предназначенные для ММС и видеозвонков, как правило, имеют разрешение от 5 мегапикселей. А уж основные вполне могут достигать и 20-мегапиксельных величин.


Но не разрешением единым жив камерофон. Цифровые технологии дают еще массу возможностей облегчить жизнь любителям мобильной съемки. К примеру, система автофокуса, давно ставшая неотъемлемым атрибутом дешевых цифровых «мыльниц», или стабилизатор изображения. В роли видоискателя, разумеется, выступает дисплей устройства, что дает ряд преимуществ перед фотоаппаратом. Иногда камерофоны комплектуются и фотовспышкой, но здесь формат устройства накладывает жесткие ограничения. Как правило, их дальность не превышает пары метров, поэтому область применения вспышек существенно снижается. Обычно они используются при съемке портретных фото при плохом освещении.


Фотообъективы в камерофонах, как правило, не слишком сложные. В такие габариты трудно встроить что-то по-настоящему профессиональное. Поэтому в большинстве случаев фокусное расстояние у них изменять нельзя. Впрочем, на некоторых моделях смартфонов можно встретить и объектив с переменным фокусным расстоянием. В большинстве случаев роль сложной системы линз и зеркал выполняет цифровая обработка изображения, такая, например, как цифровой зум, позволяющий регулировать визуальное расстояние до объекта.

Характерные особенности мобилографической съемки


Хотя мобилография, как говорилось выше, не требует особых навыков, всё же некоторые премудрости имеются и здесь:

  • Прежде всего, нужно изучить возможности устройства, с которого вы собираетесь вести съемку. Обычно установленные по умолчанию производителем настройки ориентированы на массового пользователя. В данном случае это означает среднее качество изображений, которые должны занимать в памяти девайса как можно меньше места.

    Учитывая, что мобильник и без того проигрывает фотоаппарату в качестве снимков, лучше выставить настройки на максимальное качество: самое высокое разрешение и минимальный уровень компрессии. Объем снимков, безусловно, будет существенно больше, но здесь есть выход – большинство гаджетов поддерживают расширение памяти за счет использования MicroSD карт. Да и внутренняя память устройств за последние годы достигла впечатляющих величин.
  • Следующий момент – цветопередача, которая у многих недорогих мобильных устройств откровенно хромает. Чтобы добиться лучших результатов, нужно поиграться с настройками баланса белого. Во многих смартфонах предусмотрены шаблоны режимов этого параметра для различных ситуаций.
  • О малополезности цифровой вспышки уже говорилось выше. То же самое относится и к цифровому зуму. Кадрирование непосредственно на мобильном устройстве часто дает посредственные результаты, поэтому во многих случаях лучше делать снимки с максимальным удалением. После этого фото можно «обрезать» в любом графическом редакторе на компьютере.
  • Съемка быстро движущихся объектов – область, в которых камерофон, безусловно, проигрывает фотоаппарату. На «подгонку» изображения требуется время, поэтому фото часто выходят слишком уж размытыми даже для мобилографии. Как правило, фотографы стремятся поймать паузу в движении объекта, но это удается далеко не в каждом случае.

В целом же приемлемое качество снимков достигается эмпирически по прошествии некоторого времени использования конкретного телефона или смартфона. Фотограф «привыкает» к своему устройству, и уровень всевозможных дефектов изображения снижается до приемлемых величин.

Социальная значимость мобилографии


В наши дни любому известно, что Интернет был придуман именно для того, чтобы все люди могли «смотреть котиков». Шутка, конечно, но доля истины в ней есть: изображения являются почти столь же важным средством общения между людьми, как и слова. И именно мобилография с ее мощным эмоциональным наполнением отлично подходит, чтобы раскрыть окружающим свое видение мира, его красоты, многогранности и неповторимости. Выхваченные объективом камерофона моменты способны рассказать о том, что для человека важно, гораздо больше, чем любые слова.


Коль скоро формируется среда общения – неизбежно создание структур и явлений, облегчающих и упрощающих его. Первым шагом в этом направлении было создание Всемирного общества мобилографов, известного как WMS (аббревиатура от World Mobilography Society), основанного Дмитрием Резваном, известным фотохудожником из России. Вскоре на просторах Интернета начали появляться многочисленные ресурсы-галереи, содержащие снимки, сделанные при помощи мобильных устройств. Нередко спонсорами подобных сайтов выступают крупные мобильные операторы, поддерживающие интерес посетителей при помощи конкурсов с ценными призами.


Но главным популяризатором мобилографии стали, безусловно, социальные сети и приложение Instagram, впервые представленное на суд пользователей в 2010 году. По сути, оно представляет собой фоторедактор, приводящий снимок к стандартизованному виду путем применения нескольких фильтров и кадрирования. После этого фотографией можно легко поделиться в наиболее популярных социальных сетях, таких, как Facebook или Twitter.

Но основная изюминка Instagram состоит в собственной, ориентированной именно на обмен изображениями, социальной сети. Обмен изображениями со знакомыми и родственниками упростился, что называется, в разы. Кроме того, появилась возможность комментировать снимки, высказывать свое мнение и делиться им с друзьями.


Всё это позволило подключиться к всемирному сообществу мобилографов миллионы людей, которые сами не занимаются фотосъемкой, но проявляют интерес к чужим работам. О популярности сервиса можно судить по количеству зарегистрированных пользователей: всего за несколько лет оно достигло десятков миллионов человек. Использовать Instagram могут не только пользователи настольных компьютеров, но и владельцы гаджетов, работающих под управлением iOS и Android, что позволяет отправлять изображение прямо с мобильного устройства.


Подводя итоги, можно смело сказать: несмотря на скепсис некоторых консервативно настроенных ценителей фотоискусства, мобилография является его вполне состоявшимся жанром. Ведь лучшим критерием в данном случае является не мнение высоколобых снобов-интеллектуалов, а признание явления массами, интерес к нему со стороны не только фанатов, а самых широких слоев общественности. Люди всего мира передают друг другу свои эмоции, чувства, настроение и видение прекрасного при помощи снимков, сделанных порой в самые неожиданные моменты их жизни. Современные технологии многократно расширили наши возможности общения, и это замечательно – ведь жизнь так прекрасна!


Оцените статью:
   5 из 5
Просмотрено: 112 раз
Мнения и отзывы
Вверх страницы