Компания Haier: всё началось с холодильников
Производители гаджетов
В 1920 году, задолго до момента фактического создания компании, в Циндао был построен завод по выпуску холодильников, которые поставлялись на внутренний рынок. После создания КНР в конце 40-х завод быстро перешёл в государственную собственность.
Будущая компания Haier была основана в 1984 году. Когда Китай стал открытым для мирового рынка, зарубежные корпорации начали искать пути партнёрства с его предприятиями. Тогда ещё фирма называлась Qingdao Refrigerator. Одна из корпораций, немецкая компания по выпуску холодильников Liebherr, заключила контракт с Qingdao Refrigerator, предложив предприятию свои технологии и оборудование.
Теперь холодильники должны были выпускаться под совместной маркой. Монтаж нового оборудования и техники немецкого бренда сопровождался новыми процессами управления качеством. К 1986 Qingdao Refrigerator продемонстрировали высокую прибыль и рост продаж (в среднем 83% в год).
Муниципальные власти попросили компанию взять на себя обязанности некоторых других производителей бытовой техники города. В 88-м она занялась контролем над фирмой, производящей микроволновые печи, через три года –предприятиями по выпуску кондиционеров, и морозильных камер – в 95-м.
В 80-х годах компания страдала от ветхой инфраструктуры, неэффективного управления, а также от отсутствия контроля качества в результате плановой экономической системы и соответствующей политики. Производственный процесс замедлился (в месяц редко выходило более восьмидесяти единиц продукции), а само предприятие оказалось на грани банкротства.
Тогда муниципальное правительство наняло молодого помощника сити-менеджера, ответственного за ряд принадлежащих городу компаний по выпуску бытовой техники. Его звали Чжан Риумин, и в 1984 он был назначен на должность управляющего директора. Вскоре новый руководитель решил, что необходимо обязательно улучшить контроль качества.
В 1985 один из клиентов принёс на завод неисправный холодильник и показал его Чжану, который тут же принялся искать продукту замену, проведя инвентаризацию среди 400 других единиц. В процессе этого он обнаружил, что около 20% товаров неисправны.
Чтобы подчеркнуть важность качества продукции, Риумин выстроил в ряд 76 холодильников на полу заводского цеха, а затем заставил работников взять в руки кувалды и уничтожить их. Рабочие долго не решались этого сделать, поскольку стоимость одного холодильника в то время была равна заработной плате сотрудника за 2 года.
Видя их колебания, Риумин сказал:
«Уничтожьте их! Если они поступят в продажу, мы продолжим совершать ошибку, и это обанкротит нас!».
Холодильники были уничтожены. До сих пор в штаб-квартире компании на дисплее показывают один их использованных тогда молотков в качестве напоминания потомкам.
В 1991 году предприятие получило новое имя, заимствованное из немецкого названия партнёра, «Haier». Фактически оно было взято из двух последних слогов китайской транслитерации Liebherr (произносится «Li-bo-hai-er»). В 92-м году название Qingdao Haier Group было упрощено, и осталось лишь Haier Group – имя, используемое и сегодня. Так родился новый бренд.
В 95-м Haier выкупили своего главного конкурента в Циндао, Red Star Electric Appliance Factory. В 1997 компания занялась производством телевизоров, приобретя Huangshan Electronics. К концу 90-х Haier выпускали и продавали уже множество различных продуктов, включая мобильные телефоны и компьютеры, и обладали большой долей национального рынка бытовой техники.
Международная экспансия компании началась в 96-м, когда она открыла завод в Индонезии, а в следующем году – в Малайзии и на Филиппинах. Она также пыталась конкурировать на рынке Таиланда, однако эта затея оказалась провальной, и вскоре от неё пришлось отказаться.
В США компания Хайер сосредоточила своё внимание на двух нишевых рынках (мини-холодильниках и электрических винных погребах). Она также начала производство полноразмерных холодильников для североамериканского рынка. Это могло бы сделать компанию прямым конкурентом признанным американским фирмам. Вскоре был построен завод в Соединённых Штатах, который открылся в 2000.
Два года спустя доходы в Америке достигли показателя в $200 млн., однако он был всё ещё мал по сравнению с общей выручкой в $7 млрд. В том же году компания переехала в здание в центре Манхэттена. Бывший штаб банка, расположенный на 4,8 тысячах метрах квадратных, был построен ещё в 20-х годах.
В 2002 компания построила заводы в Пакистане, а в следующем году - в Иордании. Были открыты фабрики в пяти африканских странах. Фирма также приобрела итальянский завод и стала поставлять свои продукты в розничные сети Европы – либо под собственной торговой маркой, либо в рамках OEM-соглашений с зарубежными партнёрами. В настоящее время у неё существует договорённость о создании совместного предприятия с правительством Венесуэлы.
В январе 2004 года начало свою коммерческую деятельность индийское подразделение. Вскоре оно было включено в Топ-20 самых надёжных брендов Индии. В июне 2005 Haier сделали предложение о приобретении корпорации Maytag, опираясь на два частных инвестиционных фонда. Ставка была на $1,28 млрд., или $16 за акцию, превысив предыдущее предложение $14,26 за акцию, сделанное Ripplewood Holdings.
Как бы то ни было, в конце концов, Maytag были выкуплены корпорацией Whirlpool, базирующейся в Мичигане, которая предложила $1,7 млрд. наличными и акциями, или $21 за акцию, плюс долг.
В 2008 Haier превзошли своего соперника Whirlpool, став ведущим мировым производителем холодильников по объёму продаж (согласно независимой бизнес-аналитике «Euromonitor»). Компания заявила, что продала 12 миллионов холодильников по всему миру, что было на 20% больше по сравнению с предыдущим годом. Её доля на рынке достигла 6,3% в глобальном масштабе.
В 2012 Haier Group выкупили новозеландскую производственную фирму Fisher & Paykel. К 2014 бренд Haier получил крупнейшую долю рынка в белых товарах (10,2%). В этом же году компания стала одной из нескольких телекоммуникационных фирм, которые были обвинены в выпуске смартфонов и планшетов с предустановленными вредоносными программами.
Несмотря на частичную государственную собственность, Haier технически остаётся «коллективной» компанией, что означает, что она должна находиться в собственности его работников.
Тем не менее, реальная ситуация остаётся непрозрачной; сотрудники не получают никаких дивидендов и не знают, какой долей они владеют в реальности. Вмешательство со стороны должностных лиц также является риском для государственных предприятий, включая и Haier.
Различные правительственные лица часто пытаются протолкнуть свои не слишком прибыльные предприятия, чтобы они были приобретены более успешными компаниями, и это нередко приводит к полному провалу. Когда-то Haier планировали приобрести фармацевтическую компанию, хотя у них полностью отсутствовал соответствующий опыт или инфраструктура в области биотехнологий.
Как государственному учреждению, Haier был официально запрещён доступ на биржу на ранних стадиях. Тем не менее, компании были необходимы средства для расширения, и они начали искать лазейки.
В 1993 году дочернее предприятие Qingdao Haier Refrigerator попало на Шанхайскую фондовую биржу. В 2005 Haier были уже на Гонконгской фондовой бирже, попав туда путём приобретения контрольного пакета акций зарегистрированного на бирже предприятия Haier-CCT Holdings Ltd.
Чжан Риумин и сегодня выступает главным исполнительным директором и председателем компании. Именно он смог превратить малоизвестного производителя холодильников, находящегося на грани банкротства, в четвёртую по величине компанию по выпуску бытовой техники. Чжан родился в январе 1949 года в семье рабочих в Циндао, Шаньдуне. Его родители трудились на местной швейной фабрике. В юности Чжан был увлечён культурной революцией.
Как и многие другие студенты, он вступил в Красную гвардию – движение, повсеместно распространённое тогда по всей стране. Он посетил место рождения Мао и участвовал в митингах в Пекине, так как все школы были закрыты. Когда движение было окончательно расформировано, Чжану удалось избежать того, чтобы вернуться обратно в деревню.
После стольких потрясений он, однако, не смог учиться в колледже, тем более что большинство из них были закрыты. Вместо этого Риумин начал строить свою карьеру в государственном управлении строительной компании в городе Циндао в 1968 году.
Несмотря на своё скромное происхождение и отсутствие полноценного образования, Чжан имел огромную жажду знаний. После окончания рабочей смены на заводе он садился на велосипед и отправлялся на курсы менеджмента. Риумин также много читал. Постепенно он начал подниматься по карьерной лестнице в компании и стал руководителем мастерской, а в 1980 году, после двенадцати лет напряжённой работы, - директором компании.
В 1982 Чжан был назначен заместителем Отдела бытовой техники из муниципального управления Циндао. По иронии судьбы, был принят генеральным менеджером на завод Qingdao Refrigerator, когда ушёл предыдущий менеджер. Он стал четвёртым человеком в организации – как раз тогда, когда будущая компания Хайер находилась в глубоком финансовом затруднении с долгами более $10 млн.
В начале своей работы генеральным менеджером Чжан отправился в Германию, чтобы навестить немецкого партнёра своей организации, у которого они покупали технологии и ноу-хау. Он быстро понял, что у его собственной компании имеется серьёзная проблема с точки зрения её репутации и качества продукции, и это также плохо отражается на его стране.
Чтобы объяснить это своим рабочим, он заставил их разбить кувалдой некачественные холодильники – история, рассказанная выше. Вскоре Чжан не только укрепил понятие качества продукции, но и сделал компанию известной. Уже в следующем году его холодильники хорошо продавались на крупных китайских рынках.
Чжан провёл множество реформ и поощрил своих сотрудников, а также ввёл обратную связь с клиентом. Кроме того, он учредил практику, при которой работники объясняли свои ошибки перед другими коллегами. К 1986 Qingdao Refrigerator стали прибыльным предприятием с ростом продаж в среднем 83% в год.
В 91-м фирма была переименована. Теперь это была компания Haier Group. К тому моменту Чжан находился на посту генерального менеджера, параллельно поступив в университет технологий, где впоследствии получил диплом магистра в области делового администрирования. Учебное заведение было окончено им в 1994. Годом ранее Чжан был назначен главным исполнительным директором компании.
Риумин приложил много усилий, чтобы Haier стали известны за рубежом. Он начал с Европы, где у компании уже были связи благодаря партнёрству с Liebherr. В 1993 году начались поставки продукции в страны Ближнего Востока и Африки, а в 1996 – также в Юго-восточную Азию. Ворваться на американский рынок было сложнее, тем более что там уже доминировали GE и Whirlpool.
Чжан начал с нишевых рынках, которые были недостаточно обслуживаемыми. В частности, он занялся винными шкафами и мини-холодильниками, которые были популярны в гостиницах и студенческих общежитиях.
Разработанные Чжаном для этого стратегии сработали блестяще. Для дальнейшего продвижения в Соединённых Штатах он открыл завод в штате Южная Каролина, который занялся производством полноразмерных холодильников. Кроме того, фабрики были открыты в Индонезии, Пакистане, Иордании и на Филиппинах.
К 2005 году доходы компании превзошли $12 млрд., и в ней работало уже свыше 30 тысяч человек. Деловая газета «Financial Times» назвала Haier одним из «50 самых уважаемых бизнес-лидеров в мире».
Подписывайтесь на нас в Telegram и ВКонтакте.
Прочитало: 120 615 человек