Компания Pantech: бренд с непростой историей
Производители гаджетов
К сожалению, о Бийонге известно не слишком много. Окончил Университет Хосео с дипломом бакалавра. Как и многие другие южнокорейские коллеги по цеху, прошёл длительный путь от наёмного работника до легенды мира бизнеса, и в итоге пресса окрестила его «неудавшимся магнатом».
Некоторые видели проблему в его высокомерии, другие же акцентировали внимание на том, что Корея перестала быть «местом для самодельных предпринимателей». В юности Бийонг работал на Maxon Electronics. Многие восхищались тем, что он начинал с малого, и считали его чем-то вроде живой легенды. Аналитики и экономисты считали, что впоследствии Парк угодил в ту же ловушку, что и другие корейские предприниматели. Тогда же было озвучено следующее мнение: «Не стоит копировать чеболь».
Компания была основана Бийонгом в самом начале 90-х, и вскоре она стала третьим по величине производителем телефонов в Корее. В ранние годы занималась выпуском пейджеров. К концу 90-х пришла очередь мобильных телефонов (преимущественно оригинального оборудования). Также было налажено стратегическое партнёрство с Motorola.
В 2001 компания приобрела филиал Hyundai Electronics, что позволило выйти на внутренний рынок мобильных устройств под собственным брендом. В 2005 были куплены SK Teletech – поставщик мобильных телефонов SK Telecom. Благодаря этому были расширены позиции в США и Японии.
К 2006 году компания Пантек объявила о своём банкротстве и обратилась за помощью к кредиторам. В то время как она прошла реорганизацию под их неусыпным руководством в период между 2007 и 2011, предпринимались попытки возрождения фирмы. Специально для этого было задумано начать разработку смартфонов раньше, чем ею займутся конкуренты. В 2010 году компания продала больше смартфонов в Корее, чем LG Electronics.
Как бы то ни было, из-за усиления конкуренции в третьем квартале 2012 Pantech вновь стали терпеть убытки и так и не смогли реанимироваться. В сентябре Парк решил покинуть компанию, и это было сопряжено с временным увольнением 800 сотрудников в течение шести месяцев. Эксперты назвали несколько возможных причин той неудачи, которая постигла Бийонга и его команду.
Одни критиковали высокомерие генерального директора, который управлял своей компанией, не учитывая адекватные риски и отсутствие нужного капитала. Хонг Сон Гук, глава научно-исследовательского центра KDB Daewoo Securities, назвал его «всё тем же наёмным работником», который «слепо уверовал в свой успех».
Чунг Сун-Суп высказал похожую точку зрения по поводу Бийонга, а также руководителей нескольких других корейских предприятий:
«Эти корпорации начали имитировать чеболь, лишь только достигли определённых размеров, и я вижу причину их гибели в этом. Когда они зарабатывают больше денег и имеют большие активы, они легче берут кредиты. Изначально они стремятся войти в число 50-ти крупнейших конгломератов, а затем – в 30-ку лучших. Хотят всё больше и больше, и в конечном итоге погибают в привычной для них сфере».
Ну а вот что думал по этому поводу Ли Ман-ву, профессор менеджмента Корейского университета:
«Они выросли за короткий промежуток времени и помнили только о тех днях, когда было очень хорошо, а потому не смогли остановиться, когда должны были это сделать».
Все эти высказавшиеся специалисты оказались правы. Одной из очевидных проблем стало то, что у Бийонга не было достаточно капитала для того, чтобы справиться с кризисом. Кроме того, он допустил серьёзный просчёт в управлении и собственной стратегии. Парк занялся отраслью, которая больше не росла, и продолжал занимать деньги для того, чтобы расширить своё предприятие.
Первой же неправильной стратегией стала неразумная диверсификация неприбыльного бизнеса за счёт начавшейся череды слияний и поглощений. Аналогичную ошибку допустили, кстати, другие средне- и крупногабаритные конгломераты, за исключением разве что Samsung и Hyundai Motor.
Во время финансового кризиса 2008 года пострадали многие отрасли, а потому всем им пришлось столкнуться лицом к лицу с трудностями.
Аналитики раскритиковали и то, что Pantech начали с телефонного бизнеса, в котором уже доминировали два крупных корейских конгломерата (Samsung и LG), а также другие мировые гиганты, включая Nokia и Apple. Кстати, когда показатели прибыли компании ухудшились, Nokia и Motorola также рухнули, а потому были приобретены Microsoft и Google. Нового владельца начали искать и Blackberry.
На Chaebul.com появилась заметка:
«Компания Pantech была производителем оригинального оборудования. Когда они процветали, то продолжали зарабатывать даже во время азиатского финансового кризиса в конце 90-х годов. Однако они решили создать свой собственный бренд, а в этой отрасли уже лидировали Samsung и LG. У Pantech просто не было достаточно капитала».
То же самое довелось испытать на своей шкуре и корейской фирме STX, которая пыталась конкурировать в капиталоёмкой судостроительной промышленности.
Эксперты говорили об остановке роста экономики Кореи, основываясь на результатах исследований. Правда, начальник научно-исследовательского центра I’M Investment & Securities Ли Чон-ву имел иное мнение на этот счёт.
В частности, он отметил, что, несмотря на огромные возможности чеболей, появившихся в 50-х и 60-х годах и развивавшихся одновременно с ростом страны, производительность сравнительно молодых конгломератов всё же зависит от экономических циклов и условий для своих отраслей, но никак не от долгосрочного роста корейской экономики.
Ли также добавил:
«Из грязи в князи – случай сегодня достаточно редкий. Больше не будет такой фигуры, как Ким Ву Чунг».
Ким – основатель и бывший председатель группы Daewoo.
Бийонг хорошо усвоил свой урок. И первое, что он понял – это необходимость укрепления внутренней стабильности компании. Конечно же, Парк совершил большую ошибку.
Об этом так писали на Chaebul.com:
«Предприниматели должны расстаться со своей жадностью. Важно выяснить прочность своей позиции, и продолжать укреплять её, иногда – на протяжении столетий. Только крупные корпорации выживают».
В пример были поставлены группы Samsung и Hyundai.
Юнг, профессор KAIST, не был согласен с мнением о закате истории для «князей из грязи». Он утверждал, что предприниматели должны сосредоточиться на отраслях с высоким потенциалом роста.
Юнг отметил:
«Новые крупные корпорации выйдут из новых развивающихся отраслей, связанных с информационными и телекоммуникационными технологиями. В промышленном секторе больше нет растущих индустрий».
В качестве примера миллиардера, возникшего из развивающихся отраслей, он привёл Билла Гейтса из Microsoft, Лари Пейджа и Сергея Брина (создателей Google), а также Марка Цукерберга, разработчика Facebook.
Экономист добавил, что различные источники финансирования, включая венчурный и частный акционерный капитал (а не банковское кредитование) теперь более доступны для тех, кто является автором инновационных, творческих идей.
Помимо Бийонга-Йёп Парка, другими известными ключевыми фигурами Pantech стали президент Гарри Чернер и директор ремонтного обеспечения Джо Винейбл.
Согласно исследовательскому центру Gartner, в 2012 компания Пантек была вторым производителем телефонов по объёмам продаж в Южной Корее.
В 2013 году 10% акций Pantech приобрели Samsung Electronics, которые на тот момент уже давно были крупнейшим в мире производителем смартфонов. Сделка была оценена примерно в 53 млрд. вон, что эквивалентно сумме в $47,6 млн. Договор был призван способствовать дальнейшему укреплению двустороннего сотрудничества при выпуске смартфонов и в других отраслях. При покупке пакета акций Samsung выступили как третий по величине держатель этого пакета, после производителя чипов Qualcomm и государственного Корейского банка развития (каждый из которых владел 11,96% и 11,81% доли соответственно).
Компаниям Pantech и Samsung удалось наладить прочные связи в сфере производства дисплеев и полупроводников. Ранее Pantech уже приобретали электронные компоненты фирмы на сумму $235 млрд. Компания также приняла участие в программе переоформления долга на сумму 1,28 трлн. вон, выигранной ею в конце предыдущего года. Её кредиторы согласились закрыть пятилетнюю программу урегулирования задолженности для производителя телефонов.
На внутреннем рынке Pantech отставали от Samsung Electronics и LG Electronics в мобильном сегменте. Для американского рынка компания производила, в первую очередь, телефоны для двух крупнейших операторов беспроводной связи, AT&T и Verizon.
Согласно докладу CNET в июле 2014 года, Pantech оказались на грани банкротства с более чем $475 млн. долга. Продолжая работать преимущественно на отечественном рынке, они предлагали бюджетную альтернативу некоторым моделям устройств конкурирующих фирм (например, выпустив планшетофон Vega Secret Note). Однако именно тогда они всё оказалось на грани краха: приближался крайний срок погашения задолженности, в то время как потери прибыли продолжали оставаться ошеломляющими.
Компания просто не смогла покрыть свои долги. Список кредиторов Pantech включал инвестиционные банки, финансовые учреждения и три сетевых корейских оператора – SK Telecom, LG Uplus и KT. Наибольшие обязательства компания имела перед первым из опператоров ($89 млн.), в то время как второму и третьему из них она задолжала 45 млрд. вон (то есть $45 млн.).
Американское дочернее предприятие группы Pantech изначально было сфокусировано на объединении передовых технологий и инновационного дизайна для создания передовых продуктов с учётом разнообразных и постоянно растущих запросов клиентов по доступной цене. Подразделение выпустило много новаторских телефонов, включая двойной слайдер-смартфон Matrix Pro, устройства для обмена быстрыми сообщениями вроде Laser и Pursuit II, и успешные (а также простые в использовании) аппараты серии Breeze. Его портфель был расширен за счёт разработки в 2011 году первых 4G и LTE смартфонов (включая Burst и Pocket).
К 2012 Pantech Mobile представили инновационный планшет Element. Он был анонсирован как первый и единственный водонепроницаемый планшет в США. Стоимость планшета была вдвое ниже при условии заключения двухлетнего контракта, ну а при прямой продаже составила почти $450. Следует отметить, что, помимо водонепроницаемости, устройство обладало и другими примечательными характеристиками: например, 8-дюймовым сенсорным экраном с разрешением 1024 х 768 точек, мощным 2-ядерным процессором Snapdragon от Qualcomm на 1,5 гигагерц, 16 гигабайтами встроенной и 1 гигабайтом оперативной памяти.
Также была предусмотрена поддержка Bluetooth, LTE, 3G/4G и Wi-Fi. Американская компания Pantech оснастила его фронтальной 2-мегапиксельной камерой для видеозвонков и основной камерой на 5 мегапикселей. Планшет весил чуть более 450 грамм и работал на базе Android. К сожалению, о полной водонепроницаемости устройства говорить было нельзя – скорее, оно было защищено лишь от случайных брызг.
Помимо планшета, в 2012 году был представлен LTE смартфон Flex с двойным интерфейсом (упрощённым и обычным), и многофункциональный смартфон премиум-класса Discover за доступную цену. Все эти аппараты имели достойные технические характеристики и хорошее качество.
Компания Pantech USA стала производителем мобильных телефонов и беспроводных устройств для крупных сотовых операторов - AT&T и Verizon. В рамках сотрудничества с первой фирмой были выпущены, к примеру, такие модели, как тонкий аппарат Slate с QWERTY-клавиатурой (ещё без 3G и GPS), слайдер Matrix, телефон Pursuit (первый аппарат бренда с сенсорным экраном), модель Laser, вертикальный слайдер Pursuit II и многие другие устройства. Для Verizon были произведены смартфон Breakout (на базе Android), смартфон Marauder (с 4G) и так далее.
Среди смартфонов, изготовленных и выпущенных в Южной Корее, можно выделить Vega LTE-A (представлен летом 2013 года), Vega Secret Note (октябрь 2013) и другие устройства.
Подписывайтесь на нас в Telegram и ВКонтакте.
Прочитало: 52 185 человек